Умное детство

/Files/images/st_1.JPGИногда детство называют глупым. Действительно, растущий ребёнок часто совершает, а часто и говорит такое, что для строгого взрослого человека кажется глупым. Однако это не совсем так. Ребёнок приходит в наш мир и открывает его для себя как настоящий учёный, как существо гениальное. Он пробует, он осмысливает, часто ошибается, но всё-таки постигает этот необыкновенно сложный мир природы и мир людей. Один из замечательных педагогов, американский врач Глен Доман, сказал: «Если вы хотите вырастить из ребёнка посредственность, не делайте с ним ничего». Эта простая и понятная каждому родителю мысль рождает очень много вопросов. А что делать? А как заниматься с ребёнком? А кому его можно доверить, если у мамы и папы не получается или нет времени?
В этой небольшой статье, мои дорогие читатели, я постараюсь ответить на некоторые вопросы, которые очень даже могут пригодиться молодым родителям.
1. Детский сад: за или против?
Сегодня детский сад во многих городах – предмет роскоши. Молодые мамы, чей декретный отпуск подошёл к концу, занимаются определением ребёнка в детский сад, в которых сегодня, к сожалению, мест не хватает. Сколько надо затратить изобретательности, чтобы в конце концов пристроить своё чадо в детский сад. А надо ли? Что приобретёт ребёнок в детском саду и чего он лишится? Когда мы рассматриваем пользу от детского сада, мы думаем, а какой он у нас и есть ли у нас выбор. А что если малыша, в котором мы души не чаем и любим больше всего на свете, встретят не очень добрые, раздражительные, зачастую профессионально неподготовленные люди? К сожалению, так бывает. Очень часто бывает и так, что ребёнок охотно идёт в детский сад, но его «хватает» от силы на неделю, а потом его никакими силами туда затащить не удаётся. Начинается так называемое «бегство в болезнь». Ребёнок болеет, а причина проста: детский сад не для него. А маме с папой надо на работу, что делать? В таком случае ребёнок расплатится своим здоровьем и в каком-то смысле своим будущим.
Так что, детский сад – это плохо? Конечно же, нет. Я против плохих детских садов, которые, к сожалению, у нас ещё встречаются. Я против детских садов, которые можно назвать «камерой хранения»: утром ребёнка сдал – вечером получил. Не больной, и слава богу. Я против детских садов, где личность ребёнка растворяется в коллективе, где за внешним профессионализмом воспитателей просматривается чёрствость и равнодушие. Мы должны понимать, что если мать выходит на работу после декретного отпуска, оставляя ребёнка бабушкам или дедушкам, то наверняка ребёнок в школе будет учиться хуже по сравнению с теми детьми, которые ходили в детский сад, или о которых заботилась няня. Этот вывод сделали английские учёные после серьёзных исследований. В нашем недалёком прошлом все мы были обладателями целой педагогической отрасли, называемой «дошкольные учреждения». Мы (граждане Украины) обладали прекрасно оборудованными детскими садами и яслями, в них работали педагогические коллективы, складывающиеся годами. У каждого воспитателя был свой личный опыт и очень часто этот опыт был предметом гордости района и города. Теперь во многом мы начинаем всё как бы с самого начала. У нас снова открываются детские сады, идёт формирование педагогических коллективов, но вот не пострадает ли растущее сейчас поколение в ожидании возрождения дошкольного звена в системе образования?
Сегодня педагоги явно ощущают угасание родительской инициативы в воспитании детей. Они всё чаще перепоручают свои обязательства воспитания и обучения ребёнка бабушкам, дедушкам, детскому саду или няням. К сожалению, это неправильно.
Семейное, или как говорят, домашнее воспитание необыкновенно эффективно, хотя бы потому, что оно естественно. Родители стремятся дать своему ребёнку такое воспитание, которое обеспечит полноценное развитие его личности и позволит в будущем занять достойное место в обществе. И ещё одно «За» домашнего воспитания – ребёнок, вырастая в семье, будет в будущем стремиться создать и беречь свою семью.
Но жизнь часто вносит свои коррективы. Маме пора выходить на работу, мест в детском саду нет, ребёнок часто болеет. И тогда возникает няня.
2. Какой же должна быть няня?
Прежде всего, она должна быть хорошим, порядочным человеком и понимать, кого передают в её руки родители. Ну и, несомненно, она должна быть профессионально подготовлена настолько, чтобы облегчить воспитание, обучение и развитие ребёнка, не допустив утраты им связи с семьёй.К сожалению, профессия няни сегодня утрачена, хотя спрос на неё велик. Хотелось бы предостеречь родителей от легкомысленного передоверия своего ребёнка человеку малознакомому. Не стесняйтесь просить у претендентов на должность няни рекомендации, интересуйтесь, где она работала до вас и с какими методическими системами в воспитании детей она знакома. Иногда няни настолько привязывают к себе детей, что личность мамы как бы отодвигается на второй план. Это очень плохо для ребёнка, для семьи и свидетельствует о непрофессионализме няни. Няня – друг ребёнка, его учитель, но никак не мама.
3. И последний вопрос для этой статьи: Чему учить детей?
Отвечая на него, я хотел бы обратить внимание, что в дошкольный период всё-таки есть смысл говорить прежде всего о воспитании ребёнка, а не оего обучении, о его умственном и психическом развитии.Зачастую родители теряются в потоке информации, предлагающей различные пособия, книги, игры и т.п. Что же дать ребёнку? Что действительно будет ему полезно? И там, где посоветовать родителю некому, можно видеть, как мамы настойчиво заставляют малыша писать палочки, считать до ста, заучивают длинные и малопонятные ему стихотворения, и многое, многое другое.

Родители в данном случае как бы предлагают ребёнку два «П»: Послушание и Прилежание. Ребёнок послушал маму и старается прилежно повторить сказанное. Но оказывается нужно ещё и третье «П» – Понимание того, о чём говорится. И вот в этом случае можно уже говорить о раннем развитии ребёнка. Ребёнок должен спрашивать: «Почему так?» и искать ответы на вопросы, которые у него возникают. И счастье, если рядом с ним – мама, папа или няня, воспитательница или учитель, подготовленные к тому, чтобы создавать такие ситуации в жизни ребёнка, в которых он сам находит ответы на возникающие вопросы, делая его детство по-настоящему умным.

Киперштейн Борис Абрамович,
директор Яковлевской школы,
учитель высшей категории,
учитель-методист

Кiлькiсть переглядiв: 294

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.